22.10.2018

Гражданское образование для взрослых становится все более актуальным для стран, которые стремятся развиваться как демократические государства. И если в США или Германии неформальное образование для взрослых стала полноценной частью образовательной системы, то в Украине и Беларуси это направление только развивается, однако уже довольно активно.

В проекте «Региональные голоса - гражданское образование взрослых для расширения прав и возможностей локальных сообществ в Украине и Беларуси» принимают участие 13 организаций из Украины и Беларуси. Среди них четыре партнера по имплементации проекта (Представительства DVV International в Республике Беларусь и Украине, Ассоциация дополнительного образования и просвещения (АДОиП), Украинская ассоциация образования взрослых) и 9 партнерских организаций.
Галина Веремейчик, глава Представительства DVV International в Беларуси, рассказывает, что Беларусь и Украина имеют не только общую историю, но и общие проблемы, в том числе образовательные. «Одна из таких проблем - это работа системы образования, сконцентрирована на формальном образовании и традиционно была сильно централизованной. Сейчас, конечно, ситуация меняется, особенно в Украине. Однако цель повышения доступности образования на местах является общей для наших стран. Особенно актуально здесь стоит вопрос такого образования, которое развивает гражданские компетенции: что нужно делать в своей местной общине, чтобы эта община развивалась; как организовать местную общественную инициативу, как работать с депутатами. Вопрос активного участия человека в жизни своего локального сообщества одинаковый во многих частях мира», - объясняет Галина.
Исполнительный директор белорусской организации, Ассоциации дополнительного образования и просвещения, Андрей Левко добавляет, что в Украине есть больше возможностей распространить гражданское образование. «В Беларуси государство собой заменяет многие структуры гражданского общества, поэтому здесь сложнее. Ну, и сами люди в Беларуси все-таки чаще всего опасаются того, чего не понимают. Или опять же понимают, что применение знаний гражданского образования в повседневной жизни не обязательно улучшит или упростит жизнь, может же и усложнить: спровоцировать давление, предвзятое отношение или нанести другие убытки».
Сейчас в рамках проекта участники обеих стран разрабатывают образовательные программы, но, чтобы перейти к этому этапу они делали исследования, используя проверенные и современные маркетинговые инструменты исследования потребностей.
По словам координатор проекта Яны Драговенко, именно фундаментальные исследования потребностей в обществе влияют на то, чтобы сделать образовательные программы максимально качественными. «Поскольку конечной целью анализа потребностей является разработка качественных и актуальных образовательных программ, и не просто образовательных программ, а программ гражданского образования, то дизайн исследования разрабатывался таким образом, чтобы учесть мнение и пожелания не только целевой группы программы, но и более широкого круга всех привлеченных сторон, включая представителей местных властей, близкого окружения целевой группы, других представителей локального сообщества», - рассказывает Яна Драговенко.
Несмотря на то, что непосредственно стать участником проекта уже поздно, организаторы отмечают, что поддержка гражданского образования на местах другими активистами является важной, чтобы цели проекта были достигнуты.
  По словам Яны Драговенко, такое сотрудничество может быть полезным для разных сторон по ряду причин: «Во-первых, часто это упрощает процесс поиска и привлечения участников/участниц образовательных программ, поскольку срабатывает "сарафанное радио" и механизм дополнительного информирования. Причем таким образом можно найти не только новых участников / участниц программы, но и необходимых тренеров или экспертов. Во-вторых, поддержка других общественных организаций на местном уровне является необходимым условием для эффективного лоббирования развития программ гражданского образования и образования взрослых в целом. В-третьих, как показывает практика, обмен опытом в рамках подобных сотрудничеств - это стимул для совершенствования уже существующей программы и рождения новых идей», - объясняет она.
Вот что рекомендуют эксперты проекта для тех, кто хочет привлечь больше активных людей в своем сообществе. «Любая ситуация очень разная, но никогда не поздно (и не рано) провести исследование проблемы, которую инициатива хочет решать», - рассказывает Александра Кузьмич, менеджер Ассоциации дополнительного образования и просвещения. «Или это экология, или консолидация усилий, или навыки коммуникации с официальными органами, всегда полезно понимать, что об этом думают сами люди, местные власти, бизнес или другие заинтересованные стороны. И если существует возможность, что люди не готовы будут что-то делать для изменения ситуации, но проблема важна, то придумать необычный способ привлечения: концерт, создание стрит-арт объекта или поэтический вечер. Мне очень понравились примеры из немецкой практики, что прозвучали в Академии в Сумах. Чтобы побудить людей обсуждать местные проблемы, их нужно было собрать в одном месте и напоить пивом - ведь, действительно, любые важные темы в любом случае обсуждаются с друзьями и знакомыми и настоящая задача была в том, чтобы расширить этот круг комфорта на все местное сообщество».
«Гражданское образование уже достаточно давно и успешно развивается как в Украине, так и в Беларуси. Но думаю, можно говорить о том, что наш проект даст возможность организациям, работающим в этой сфере, выйти на качественно новый уровень деятельности», - отмечает Валентина Сидоркина, координатор проекта в Беларуси.
Она добавляет, что проект научит участников разрабатывать образовательные программы, опираясь на реальные данные, а не предположения того, что нужно целевой группе. «Это сделает значительный вклад в развитие потенциала организаций, занимающихся гражданским образованием в Беларуси и Украине. Знания и навыки, полученные в рамках проекта "Региональный голоса - гражданское образование взрослых для расширения прав и возможностей локальных общин в Украине и Беларуси", могут быть использованы партнерскими организациями для усиления своих образовательных программ в будущем. Другие заинтересованные общественные организации смогут использовать для себя данные или методику проекта».
Также важным результатом проекта, по словам организаторов, будет установление сотрудничества причастных к проекту организаций, местной власти, а также подписание с ними меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве. Именно сейчас началась работа над установлением этого сотрудничества, а также разработка готовых образовательных программ.

Более подробную информацию о ходе проекта и развитие гражданского образования для взрослых в Украине и Беларуси найдете на сайте и странице проекта в Фейсбуке.